Красота



Здоровье



Магазины Пензы


Дополнительно


Подготовка детей к школе - нужна она или нет?

Одним из самых актуальных вопросов для мам и пап является подготовка детей к школе - нужна она или нет?

И здесь все родители делятся на два больших лагеря:

К первому относятся те, кто считают, что готовить детей к новому жизненному этапу не нужно, так как учебное заведение создано для того, чтобы научить их всему.

Ко второму относятся те, кто, наоборот, стараются как можно раньше записать своего малыша на подготовительные курсы или же самостоятельно занимаются с ним.

Таким образом, у каждого взрослого человека есть свой ответ на данный вопрос.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы данного вопроса.

К минусам отсутствия подготовки к школе можно отнести следующее:

Отсутствие сформированной мотивации к занятиям – ребенок не понимает, для чего нужна школа и зачем его туда ведут, ведь ему было так хорошо в детском саду - такие детишки невнимательно слушают учителя, не могут спокойно сидеть во время урока и сосредоточенно выполнять задания и постепенно они начинают терять интерес к учебе. Отсюда появляется протест и отказ от учебной деятельности.

Уровень знаний ребенка может оказаться ниже, чем у его сверстников в данном классе, и ребенок будет чувствовать себя «белой вороной», не успевая за темпом выполнения заданий. Отсюда появляются комплексы и негативизм к учебной деятельности, который, в свою очередь, мешает успешному обучению в школе.

Ребенок, не приученный к режиму дня, будет более тяжело адаптироваться к новым условиям, что, несомненно, скажется на его общем физическом и психологическом состоянии.

Плюсы подготовки к школе:

Ребенок знакомится с классом, то есть помещением, в котором в дальнейшем будут проводиться занятия, Будущий первоклассник познакомится с будущим преподавателем и другими детишками, с которыми он будет учиться, и, придя 1 сентября, уже не будет так сильно волноваться.

На подготовительных курсах ребенок необходимые знания, которыми должен владеть будущий первоклассник, узнает обязанности и права ученика, научится общаться со своими сверстниками.

Очень часто можно услышать фразу: «А как же мы учились? Нас не готовили, и ничего, выросли, выучились» или «Это учителя-лентяи придумали миф о готовности к школе – им просто не хочется работать». В опровержении данной информации хочется напомнить о том, что времена меняются, уровень образования, а соответственно и требования к детям постоянно растет, и требования к современному будущему первокласснику давно переросли требования к будущему первокласснику те же 5,10 и тем более 20 и более лет назад. А еще, мы с вами знаем о том, что развивая ребенка, мы работаем на его будущее.

А теперь давайте поговорим о том, в чем же заключается готовность к школе:

Школьная готовность

Школьная имеет несколько взаимосвязанных и важных составляющих:

1. Личностная готовность - принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной с деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, и иметь хорошую эмоциональную устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе - наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

дифференцированное восприятие (способность воспринимать одновременно несколько объектов); аналитическое мышление. (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание;

владение разговорной, речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

3. Соцuально-псuxoлогuческая готовность к школьному обучению -формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Как определить – готов ли ребенок к школе?

У будущего первоклассника должны быть сформированы следующие знания и умения:

1. Общее развитие

•знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
•знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
•знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
•ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
•иметь представления о природных и погодных явлениях;
•знать основные цвета;
•знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
•уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
•знать праздники;
•уметь рассказать, чем он любит заниматься;
•самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

2. Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется:

•правильно держать ручку и карандаш в руке;
•проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
•обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
•уметь рисовать по клеточкам и точкам;
уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
•копировать с образца геометрические фигуры;
•уметь продолжить штриховку рисунка;
•уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

3. В области развития речи и готовности к овладению грамотой:

• уметь чётко произносить все звуки речи;
• уметь интонационно выделять звук в словах;
• уметь выделять заданный звук в потоке речи; • уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце); • уметь произносить слова по слогам;
• уметь составлять предложения из 3-5 слов;
• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)
• уметь составлять несколько предложений о предмете;
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• уметь наизусть читать любимые стихотворения;
• уметь последовательно передавать содержание сказки.
•располагать картинки в определенной последовательности;
•подбирать родственные слова;
•знать изученные буквы;
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления: • знать цифры от 0 до 9;
• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• знать знаки +, - , =, ;
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 74, 6=6)
• уметь соотносить цифру и число предметов;
• уметь сравнивать две группы предметов;
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• уметь сравнивать и группировать предметы по цвету, форме, размеру;
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;

Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик

Что могут сделать родители для подготовки ребенка к школе дома?
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе.

Дидактические игры для подготовки ребенка к школе: В какие игры можно играть дома с ребёнком.
Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор.
Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.

Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.
• Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.
• Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.
• Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.
Игры на развитие мелкой моторики
• Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:
• штриховать карандашом в различных направлениях;
• рисовать красками, карандашами;
• лепить из пластилина, глины;
• вырезать из бумаги;
• делать аппликации;
• рвать бумагу руками;
• складывать бумагу;
• складывать мозаику;
• собирать из конструктора;
• завязывать шнурки;
• вязать верёвочные узлы;
• пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);
• вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти ребёнка

• Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.
• Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти также нужно:
• пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;
• рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);
• пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);
• смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

Игры на развитие внимания ребенка
• Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.
• Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).
Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

Задания для ребёнка:
1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

* * *

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
К. Чуковский

Когда вы закончите читать стихотворение, уберите картинку и задайте ребёнку следующие вопросы:
1. Кто был на горке?
2. Кто был под горкой?
3. Что делала девочка в песочнице?
4. Кто качался на качелях?
5. Какое время года на картинке?
6. Какие предметы перечислены в стихотворении?
7. Кто испугался и растопырил глаза?

Чем больше ребёнок даст правильных ответов, тем лучше у него развито внимание.

2. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку (можно выбрать любую сказку). Слушай внимательно.

Игры на развитие речи ребенка
• Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.
• Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.
• «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д. Игры на развитие мышления ребенка
• «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.
• «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

Для развития мышления также нужно:
• разгадывать ребусы;
• составлять ребусы;
• рисовать комиксы;
• составлять из предложенных слов предложения;
• составлять из геометрических фигур картинки.

Задания для ребёнка
1. Отгадай ребусы.
(Школа) (Вода) 2. Нарисуй продолжение комикса.

3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.

Игры на развитие пространственных представлений у ребенка
• «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.
• «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

Для развития пространственных представлений также нужно:
• срисовывать буквы, цифры, картинки;
• рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;
• играть в игру «Морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка
• «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).
• «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.
Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

Для развития эмоциональной сферы также нужно:
• при чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;
• чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).
Игры на развитие воображения ребенка
• Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.
• Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.
• Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.). Для развития воображения также нужно:
• соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);
• мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);
• придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.).

Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.

Статью подготовили и написали специалисты «Психолого-логопедического центра»


Статистика

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта необходимым условием является размещение ссылки на penza-women.ru - Вся Информация предоставляется для ознакомления и не является первоисточником. penza-women.ru , 2010-2014 г.