Красота



Здоровье



Магазины Пензы


Дополнительно


О вреде мультфильмов

Оказывается просмотр мультиков вреден не только из-за того какой он: советский или американский, а вреден он изначально. И не важно какую он смысловую нагрузку в себе несет. Соприкосновение ребенка с любым продуктом телевидения несет для него колоссальный вред!

Мультфильмы как образ жизни

После информационного бума в нашем мире появилось огромное количество источников откуда ребенок может получать информацию. С одной стороны это большой плюс, т. к. получая новую информацию развитие ребенка ускоряется и углубляется. И многие родители считают, что чем больше информации тем более развитым будет ребенок. Только мало кто задумывается о важности способов или путей с помощью которых эта информация добывается. Слово «добывается» здесь не случайно!

Оказывается, что для развития мозга и всех его функции очень важен самостоятельный анализ, самостоятельное наблюдение, самостоятельное восприятие. Ребенок должен сам формировать свои образы, свои ассоциации. От этих моментов напрямую зависит и развитие в целом. Причем развитие на физиологическом уровне. У детей до 6-ти лет происходит базовое становление и развитие мозговых, зрительных,осязательных функций. Также формируется ассоциативная память (что очень важно для будущего развития). У ребенка формируется мировосприятие. Возможно он потом даже не вспомнит что было в этом возрасте, но подсознание будет всегда опираться на этот первый опыт контакта ребенка с окружающим миром...

По результатам соцопросов дети смотрят мультики с самого раннего детства. 
60% родителей утверждают, что их дети не сводят глаз с экрана с 1 года.
27% - активно смотрят телевизор уже до года.

После трех лет, как рекомендуют специалисты, не начал смотреть мультфильмы ни один ребенок. Не обращая внимания на рекомендации Всемирной ассоциации здравоохранения смотреть телевизор не более 30 минут в день, дети уже до 3 лет смотрят на порядок дольше.

Лишь 15% родителей сказали, что просмотр телепередач занимает у малыша менее 30 минут. 50% тратят на это развлечение час в день, а 30% даже полтора.

Воздействие, которое оказывают медиапродукты на совсем маленьких детей, до конца еще не изучено, но уже сегодня психологи бьют тревогу, отмечая у малышей перевозбуждение, агрессию, утомление, нарушение речи, зрения, обмена веществ, дефицит движения, недоразвитие высших корковых функций, торможение собственной активности, гиперактивность и аутизацию.
В последнее время появилось такое явление как «экранная аддикция», когда ребенок готов смотреть мультики день и ночь, его сложно оторвать от экрана, он закатывает истерики. Это опасное явление, парализующее волю ребенка, лишает его основной развивающей деятельности: игры, конструирования, рисования. ТВ-картинка подсказывает малышу уже готовое решение, навязывает свое представление, мешая делать открытие самому. Часто мультфильмы используют, как средство успокоить гиперактивного ребенка, но на самом деле, это не развивает усидчивость, а наоборот, говорит о том, что он не может самостоятельно сосредоточиться и сконцентрировать внимание, ему нужен внешний стимул. Так называемое «мультипликационное опустошение» приводит к апатии, снижению общего тонуса, депрессии.

По сути, младенец – беспомощное существо, ничего не умеющий и находящийся во власти своего окружения. Его основная задача – установить контакт с этим окружением, тогда, когда он еще не умет говорить. Научиться устанавливать контакты с людьми невозможно при помощи экрана. Через телевизор ребенок может лишь научиться решать задачи взрослого, поскольку даже детские телепередачи зачастую транслируют взрослые проблемы в детскую жизнь. Находясь в состоянии постоянного цейтнота и страха не «успеть», взрослый передает это состояние ребенку: «учись быстрее, а то будешь неудачником». В результате, дети с момента рождения вместо того, чтобы играть, все время чему-то учатся, надеясь потом стать успешными. Такая ошибочная позиция впоследствии становится образом жизни, который, на самом деле, не является жизнью.

Ребенок, смотря мультик, подвергается копированию стереотипов поведения. Например вспомним современный мультсериал «Маша и медведь». Маша там капризная, вредная, эгоистка, которая только и делает что требует себе, ломает все вокруг и причиняет неудобство медведю. Многие родители удивляются, почему после просмотра этого мультика дети становятся неадекватными, могут носиться по квартире с бешеными воплями, кидать вещи. Некоторые родители заметили, что их чадо стало общаться точно также как и Машенька, грубить, огрызаться.

Психологи считают, что спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний — ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.

Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя: хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?

Нарушение психики

Кроме копирования стереотипов поведения, маленькие дети при просмотре современных мультфильмов подвергают свою нервную систему постоянной атаке посредством быстро мелькающих картинок и искаженному аудиоряду. Даже классическая музыка подается в компьютерной обработке, звук получается нечистым, что отражается на формировании музыкального слуха. Кроме того, на протяжении фильма детям предоставлено 40-50 музыкальных тем для прослушивания. Это сильнейшая перегрузка аудиальной системы, вследствие которой возникает рассогласование слышимого и видимого, что грозит не только потерей музыкального слуха, но и отключением слухового канала вообще.

В красочных мультфильмах за 20 минут сменяются 165 эпизодов, 70 тем, 30 видов деятельности, один эпизод в среднем длится 3-4 секунды. Ни один взрослый не сможет представить ребенку за 20 минут 165 предметов и 30 действий. Этой нечеловеческой возможностью обладает только телевидение. В итоге, у младенца возникает перегруженность всех систем восприятия и головного мозга в целом. Фокусировка глаз нормального человека постоянно меняется с близкого расстояние на дальнее и обратно. Во время просмотра телевизора глаз лишен такой возможности, поскольку сфокусирован лишь на одной плоскости. Мышцы перенапрягаются, что ведет к искривлению хрусталика. Также происходит деградация сетчатки, поскольку изображение на экране состоит из множества точек. Изменение яркости объектов на экране – 180 дБ ( в норме 60 дБ), приводит к утомлению глаза.

А непрерывность просмотра приводит не столько к инерции глаза, сколько к инерции сознания. Мозгу приходится непрерывно синтезировать отрывки кадров, что значительно напрягает нервную систему. Именно эти данные послужили основание запрета просмотра телепродукции детям до 3 лет. Поэтому маркировка «0+» на видеопродуктах является грубым нарушением возрастных норм. Также огромную важность играют цвета и их повтор в изображении мультиков.

Как например, вечером 16 декабря 1997 г. в Японии десятки тысяч детей смотрели по одному из телеканалов своего любимого «Покемона». И вдруг одновременно у зрителей из разных концов страны начались припадки, похожие на эпилептические. Более 700 малышей были доставлены в больницы, а еще у 10 тыс. синдромы заболевания наблюдались в легкой форме. Телеканалу TV Tokyo было приказано прекратить трансляцию сериала. В обществе мгновенно распространились слухи о вреде аниме. Некоторые ученые высказали даже предположение, что это была проверка нового оружия массового поражения. Но оказалось, что на здоровье тысяч маленьких телезрителей повлиял видео эффект — быстрое чередование синего и красного цветов. Подобный видео эффект оказывает негативное влияние на здоровье человека, когда частота мерцания красного цвета превышает 3 Гц, а всех остальных цветов — больше 5 Гц. Трагедия произошла по недосмотру аниматоров, которые не заметили в небольшом фрагменте несоответствие техническим требованиям. После того как специальная комиссия разобралась в причине проблемы, сериал снова допустили к показу, но злополучная серия была навсегда убрана в архив.

Давайте поподробнее рассмотрим отрицательное влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.

Развитие восприятия
Как уже говорилось, в дошкольном детстве, частично и в младшем школьном возрасте, работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического и осязательного канала. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит - восприятие не может полноценно развиваться.

Накопление опыта восприятия
В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы (представления) и графически (рисунки) в мозгу. Поскольку, «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предмета отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей - если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точности передать копию.

Развитие мозга
Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может образовать тысячи дендритных связей между нейронами. «Неактивированные», то есть неукрепившиеся благодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи («миелин» - жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса).

При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливать новые связи потому что:
• не работают основные виды восприятия;
• зрительное восприятие пассивно;
• информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров);
• мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно;
• при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон;

Обработка информации в мозгу
Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если его лишить основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют и на построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность.

При просмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.

Пассивное времяпровождение, привычка к «уходу в другую реальность». Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в старшем возрасте обращаться к психотропным средствам.

Детство - очень краткий, но самый важный период в развитии личности. Многие ученые (А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, Л.К. Семенова, Д.Н. Крылов др.) получили большое количество данных, показывающих, что дошкольные годы - время интенсивного физического и духовного развития способностей человека.

Сенсорные эталоны
Дошкольное детство -- период накопления в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая ненастоящие, нарисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильные представления о действительности. К концу дошкольного периода заканчивается формирование «первого абриса детского мировоззрения» (Д.Эльконин) . Но из карикатурных, рисованных персонажей не может складываться мировоззрение.

Чередование активной деятельности и осмысления впечатлений

Для ребенка необходимо получать впечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработаны впечатления, чем больше между ними установлено связей, тем выше интеллектуальная деятельность. Очень часто родители боятся, что ребенку «мало» предоставлено впечатлений. Но необходимо понимать и помнить, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество. Поверхностность восприятия (много объектов) и снижение ценности отдельных впечатлений влияют и на речь и на мышление.

Не правильное поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает. В итоге, у ребенка дошкольного возраста закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Получается, что очень важно свести к мнимому контакт ребенка с продукцией телевидения. Мультики можно заменить интересными и яркими книжками, карандашами, красками, пластилином. Конечно, бывают ситуации, когда приходиться прибегать к телевизору. Но запомните, что это может привести к необратимым последствиям.

Сразу вспоминаются умиленные бабушки, которые удивляются как их внучата любят смотреть рекламу, сразу кидают свои игрушки и бегут к экрану телевизора. И никому даже в голову не приходит почему это происходит.

Реклама несет в себе определенный шифр состоящий из повтора картинок, фраз-слоганов, кадров улыбок и объятий. Этот шифр настроен на потребителя, он убеждает вас купить именно этот продукт а не какой либо другой.

Ну и зачем вашим детям это смотреть? Какой опыт они от этого получат?

Детское сознание всю информацию воспринимает как чистую правду, у него еще нет фильтра, который есть у взрослых.

Если вы все таки включили ребенку телевизор, то ваша задача сидеть рядом и объяснять поведение героев, так как ребенок еще этого делать не умеет.

***
Автор-кандидат психологических наук, писатель СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА ПЕУНОВА (Лада-Русь)
Автор популярных в России и странах Европы книг по оздоровлению и практической психологии, написанных на основе собственного метода.

_1.jpg


Статистика

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта необходимым условием является размещение ссылки на penza-women.ru - Вся Информация предоставляется для ознакомления и не является первоисточником. penza-women.ru , 2010-2014 г.